Петербургский делоросс подвел итоги участия в Международном арктическом форуме - «Деловая Россия» в Петербурге

Петербургский делоросс подвел итоги участия в Международном арктическом форуме

«Как известно, 10 апреля 2019 г. завершился традиционный форум по Арктике, который собрал на своей площадке более 3600 представителей российских и международных политических, научных и деловых кругов, общественности, ведущих средств массовой информации. Безусловно, особую значимость этому событию придает участие Президента Российской Федерации Владимира Путина» — рассказал Кирилл Жаворонков.

Эксперт отметил, что помимо общеполитической составляющей, главная тема форума звучала как «Проблемы и перспективы развития Северного морского пути как элемента единой Арктической транспортной системы».

«Ключевым элементом Арктической транспортной системы является Северный морской путь (СМП). Одним из основных факторов решения стратегических задач государства в Арктике и комплексного социально-экономического развития региона является формирование единой Арктической транспортной системы, которая включает в себя СМП, комплекс транспортных средств морского и речного флота, авиации, трубопроводного, железнодорожного и автомобильного транспорта, а также береговой инфраструктуры (порты, средства лоцманского, навигационного и гидрометеорологического обеспечения, связи). Модернизация и развитие инфраструктуры Арктической транспортной системы определены как стратегические приоритеты государственной политики Российской Федерации в Арктике», — подчеркнул председатель Комитета по транспорту петербургской «Деловой России».

Вторым по значимости треком Кирилл Жаворонков назвал нормативно-правовое регулирование судоходства по акватории СМП:

«Нормативно-правовая база регулирования использования СМП была в основном сформирована с принятием в 2012 году Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути». Редакцией Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» СМП определен как исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация Российской Федерации и установлено, что плавание в его акватории осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. Такое определение «статуса» СМП имеет большое значение, учитывая, что значительная часть акватории СМП относится к исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В КТМ РФ определены понятие и границы акватории СМП, установлены порядок утверждения Правил плавания в акватории СМП, требования к ним и их применению. В 2017 году было введено новое положение о том, что суда под российским флагом обладают исключительным правом на перевозку по СМП нефти, природного газа, газоконденсата и угля, добытых на территории России. Для установления системы государственного регулирования плавания по акватории СМП было определено, что ледокольная и ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий. В развитие этих законодательных норм утверждены Правила плавания в акватории Северного морского пути.

Кроме того, различные вопросы обеспечения использования СМП, создания для этого необходимой инфраструктуры нашли свое отражение в целом ряде государственных документов – Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, Морской доктрине Российской Федерации и т.п. Так, создание условий для развития СМП в качестве национальной транспортной магистрали Российской Федерации в Арктике является основной целью реализации подпрограммы «Развитие Северного морского пути и обеспечение судоходства в Арктике» в составе Государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». Предполагается, что на реализацию подпрограммы в период 2018-2025 годов будет выделено 35,4 млрд. рублей. Основные задачи подпрограммы – обеспечение национального суверенитета Российской Федерации в части обеспечения безопасности внутрироссийских и международных транспортных перевозок в Арктической зоне Российской Федерации, увеличение возможностей системы гидрометеорологического обеспечения мореплавания в акватории СМП, внедрение современного радиоэлектронного оборудования. Будет создана единая защищенная информационно-телекоммуникационная система транспортного комплекса Арктической зоны Российской Федерации и ее инфраструктура».